Главная / Энциклопедия / Применение физиотерапии в лечении хронического эндометрита

Применение физиотерапии в лечении хронического эндометрита

Хронический эндометрит характерен минимальными клиническими проявлениями и недостаточной эффективностью терапии медикаментами.

Последствия хронического эндометрита касаются, прежде всего, нарушения репродуктивной функции, а именно неудачи ВРТ, бесплодие и невынашивание беременности. Преморбидный фон в виде хронического эндометрита приводят к осложнениям беременности: гестоз, синдром задержки развития плода, фетоплацентарная недостаточность.

Физиотерапия используется редко в лечении хронического эндометрита, тем не менее эти методы клинически оправданы и результативны. В зарубежные протоколы физиотерапия не включена.

Основные признаки, снижающие успех имплантации:

• Синдром воспаления. Эта группа пациенток чаще всего с невынашиванием, а не с бесплодием. В результатах биопсии преобладает лимфоцитарная инфильтрация и наличие плазмоцитов.
  • Тонкий эндометрий предполагает фиброз. Морфологический такой эндометрий может быть не изменён, но пролиферация не соответствует дню менструального цикла. И в данном случае циклическая гормональная терапия будет более эффективной.
  • Дистрофический синдром
  • Дисциркуляторный синдром чаще всего встречается при фиброзе и может быть в виде, как гипер, так и гиповаскуляризази. Этот симптом виден хорошо при допплерометрии, но не крупных сосудов, а в мелких.

Чаще всего встречаются смешанные формы. В изолированном виде бывают редко.

Использование физических методов в сочетании с медикаментозными повышают результат в несколько раз.

Основные патогенетические этапы развития хронического эндометрита это: внедрение инфекционного агента, затем формируются воспалительные инфильтраты, на фоне этого происходит дисбаланс цитокинов и факторов роста, а это, в свою очередь, вызывает фиброз, гиперкоагуляцию и спазм мелких сосудов.

Лечение хронического эндометрита с помощью физиотерапии

Все эти механизмы приводят к гипоксии и эндотелиальной дисфункции, дисбалансу цитокинов и факторов роста. Это нарушает процесс овуляции и имплантации. Фиброз нарушает барьерную функцию эпителия. Происходит реинфекция условно-патогенной флорой и далее происходит новый круг.

Синдром воспаления, то есть иммунологической дисфункции:

применяют противовоспалительные методы физиотерапии вместе с противовоспалительными медикаментозными средствам и препаратами прогестерона.

Синдром фибродеструкции:

В этом случае физиометоды дефиброзирующие  в сочетании с препаратами системной энзимотерапии.

Дистрофический синдром:

Улучшающие трофику физиометоды в сочетании с циклической гормональной терапией, прогестероном.

Дисциркуляторный синдром:

Применяют вазоактивные препараты, гирудотерапию в сочетании с вазопротективными методами физиотерапии.

Исходы лечения определяют дальнейшю тактику.

Если положительной динамики нет, то рекомендовано дообследование с целью уточнения диагноза.

В случае, когда положительная динамика есть, но эффект недостаточен, проводят повторные курсы физиолечения с интервалом 1-2 месяца, учитывая эффект последействия физиотерапии. Количество курсов не более 3-х.

Если эходоплерометрически эндометрий не изменен, то решение об отмене контрацепции либо использовании ВРТ.

После любых внутриматочных вмешательств и, особенно, абортов, рекомендуется проводить физиотерапию в качестве профилактики осложнений в будущем.

При выборе метода физиовоздействия  исходят из следующих принципов: учитывают возраст пациентки, преобладающий синдром, сопутствующую гинекологическую патологию, исходную эстрогенную насыщенность, сопутствующую экстрагенитальную патологию, ответ на проводимое лечение

Задача акушера-гинеколога сформировать полный диагноз, который будет определять цель лечебных воздействий. Также в диагноз включается сопутствующая гинекологическая и экстрагенитальная патология.

Мониториг эффективности осуществляет также врач.

Физиотерапевт выбирает конкретный лечебный физический фактор, учитывая преобладающий механизм, противопоказания к методу и возможности данного кабинета физиотерапии.

Физиотерапевт должен проинформировать акушера-гинеколога о продолжительности последействия физического фактора, который был использован.

На рецепцию эстрогена, а соответственно, на эстрогенную насыщенность влияют несколько групп физических факторов, которые подразделяются между собой по длительности эффекта последействия.

1)Факторы, повышающие эстрогенную насыщенность на 4 и более месяца

• Грязи
  • Теплый песок
  • Минеральные водя
  • Ультразвук
  • Горный климат
  • Индуктотермия
  • Токи надтональной частоты
  • Электрофорез с медью
  • Вибромассаж
  • Ручной массаж пояснично-крестцового отдела позвоночника

2) Факторы, снижающие эстрогенную насыщенность на 4 и более месяцев:

• Радоновые ванны
  • Йодобромные ванны
  • Электрофорез йода

3)Физические методы, стимулирующие функциональную активность желтого тела:

• Электрофорез цинка
  • Интерференционные токи

4)Физические методы, не изменяющие гормональную активность яичников или влияющие на неё на период, не более 4 месяцев.

Это все остальные методы, которые не вошли в три предыдущие группы.

Для максимальной эффективности лечения хронического эндометрита необходима качественная диагностика, так как только при точном диагнозе возможно адекватное лечение. Акушер-гинекологу необходимо в тесной связке находиться с физиотерапевтом и специалистами смежных специальностей.