Главная / Энциклопедия / Гиперандрогения: причины, диагностика, принципы терапии

Гиперандрогения: причины, диагностика, принципы терапии

Гиперандрогения (повышенное содержание мужских половых гормонов) встречается при следующих состояниях:

• СПКЯ — синдром поликистозных яичников
  • Врожденная дисфункция коры надпочечников
  • Изолированная андрогензависимая дермопатия

Андрогены в организме женщины вырабатываются яичниками и надпочечниками.

Гиперандрогения как причина бесплодияВрожденная дисфункция коры надпочечников диагностируется методом выявления мутации гена стероид-21-гидроксилазы, которой в норме быть не должно. Если такая мутация обнаруживается, то такая пациентка требует консультирования эндокринологом, с целью определения дальнейшей тактики лечения и наблюдения.

Гирсутизм — это избыточный рост волос на теле по мужскому типу (околососковая область, белая линия живота, внутренняя поверхность бедер, лицо, поясничная область). Выраженность гирсутизма не всегда пропорциональна степени гиперандрогении. Гипертрихоз — это избыточный рост волос на любых участках тела. Для того, чтобы оценить тяжесть гирсутизма и провести дифференцировку между гирсутизмом и гипертрихозом проводят оценку по шкале Ферримана-Галлвея.

Акне — это дермопатия, андрогензависимая, является заболеванием сальных желез, проявляется на фоне гиперандрогении.

Алопеция — это облысение, бывает на фоне длительной гиперандрогении. Чаще встречается при андрогенпродуцирующих опухолях.

Наиболее тяжелое проявление гиперандрогении и синдрома склерокистозных яичников это стромальный текоматоз. Он характеризуется ожирением 2-3 степени, андрогенизацией и акантозом с гиперкератоидными симметрично расположенными разрастаниями в виде бородавок в естественных складках кожи.

Классический тип синдрома склерокистозных яичников включает в себя три основных признака: клинические и/или биохимические признаки гиперандрогении, олиго и/или ановуляцию, поликистозные яичники по данным исследования УЗИ.

Но классический тип встречается не всегда, что затрудняет диагностику. Различают 4 фенотипа этого заболевания: классический, овуляторный (поликистоз+гиперандрогения), неандрогенный (ановуляция+поликистоз), ановуляторный. От фенотипа зависит терапевтический подход.

Инсулинорезистентность — фактор, который должен быть вовремя оценен, поскольку она наблюдается у 40% женщин, не страдающих ожирением, а это фактор развития сазарного диабета 2 типа в будущем.

Нелеченый синдром поликистозных яичников  может привести к следующим состояниям:

• болезнь Альцгеймера
  • ожирение
  • неалкогольный стеатоз
  • заболевания ССС·онкология
  • артериальная гипертензия
  • нарушение липидного и углеводного обменов

Основные методы диагностики:

• Определение ЛГ, ФСГ, пролактина, тестостерона, ГСПГ, инсулина, 17-ОП, ДГА-С, на 3-7 день м/ц.
  • Глюкозотолерантный тест с 75 г глюкозы, если ИМТ более 25 с целью исключения нарушений углеводного обмена
  • Определение холестерина, ЛПНП, ЛПВП, триглицеридов
  • Проведение фолликулометрии в течение 3-х менструальных циклов

Лечение больных СПКЯ

Акне рассматривают как кожное заболевание, и если пациентка не планирует беременность, то ей назначают КОК с антиандрогенным эффектом.

При гирсутизме опять же сначала выясняют репродуктивные планы пациентки. Если беременность не планируется, то назначают антиандрогенные КОК. Результат терапии в данном случае будет заметен не ранее, чем через 6 месяцев, это связано с жизненным циклом волос.

Пациенткам, у которых имеется только акне и гирсутизм, но нет поликистозных яичников, ожирения и инсулинрезистентности рекомендуют КОК с ципротерон ацетатом, можно сочетать с ципротероном.

Если есть метаболический синдром (ожирение), предпочтительны КОК с дроспиреноном и метафолином.

Если пациентка планирует беременность, то проводится стимуляция овуляции, препаратом выбора для которой является клостилбегит.

При инсулинрезистентности или компенсаторной гиперинсулинемии  с повышенное массой тела или нормальным ИМТ рекомендовано:

• снижение массы тела,
  • коррекция метаболических нарушений,
  • орлистат  3-6 месяцев,
  • метформин до 2000 мг в сутки до 6 месяцев,
  • сибутрамин с микрокристаллической целлюлозой,
  • с 16 по 25 день цикла прогестагены.

Глюкокортикоидная терапия используется при классической врожденной гиперплазии надпочечников с дефицитом 21-гидроксилазы. В остальных случаях гиперандрогении глюкокортикоиды не назначают.

Метформин назначают женщинам, у которых есть сахарный диабет 2 типа, не поддающийся коррекции образа жизни. Также назначают его женщинам с СПКЯ, с нарушением менструального цикла, и которым нельзя применять КОК.

При неэффективности лечения СПКЯ в течение 2-х лет проводится хиругическое лечение: дриллинг или электрокаутеризация яичников.