Главная / Энциклопедия / Неконтрацептивные свойства оральных контрацептивов

Неконтрацептивные свойства оральных контрацептивов

Современные оральные комбинированные контрацептивы помимо основной функции (контрацепция) оказывают ряд неконтрацептивных эффектов. Это:

•  Регуляция менструального цикла
  • При необходимости отсрочка менструации
  • Снижают риск колоректального рака
  • Снижают болезненные ощущения при альгодисменорее
  • Устраняют симптомы предменструального синдрома
  • Устраняют предменструальную мигрень
  • Сохраняют минеральную плотность костей

Акне это мультифакторное заболевание со сложным многозвеньевым патогенезом. КОК  данной ситуации это препарат второй линии независимо от уровня андрогенов. Поэтому наряду с КОК используют системные и топические препараты. Некоторые из этих препаратов тератогенны и противопоказаны при беременности, поэтому на время их применения необходима надежная контрацепция.

Основные механизмы воздействия КОК на акне:

• Снижение синтеза гонадотропинов
  • Благодаря блокаде овуляции снижается синтез стероидов в надпочечниках
  • Повышают синтез глобулина, связывающего половые гормоны, который связывает свободный тестостерон, что снижает его количество в сыворотке крови.

Неконтрацептивные эффекты КОКВ состав современных КОК входит эстроген с прогестагеном. Эстроген синтетический или натуральный. Прогестагены это производные тестостерона, спиронолактона и прогестерона.

Прогетагены последнего поколения, в отличие от таковых более раннего периода, обладают антиандрогенным эффектом. Это: хлормадион, диеногест, дроспиренон, ципротерон.

В терапии гирсутизма КОК  и антиандрогены являются препаратами выбора и их назначают в подавляющем большинстве. Для оценки эффективности необходим период не менее 6 месяц, если за этот период нет эффекта, то дополнительно назначают антиандрогены.

Дисменорея это актуальная проблема, поскольку болезненные менструации отмечаются в 70% случаев. Из них 3-18% это острые боли, которые влияют на работоспособность. Первая линия терапии дисменореи – это нестероидные противовоспалительные препараты.  КОК также рекомендуют, а вкупе с их контрацептивным эффектом эти препараты могут стать препаратами первой линии.

В терапии эндометриоза КОК широко используются. И в терапии этой патологии основные механизмы действия следующие:

• Торможение активности гипоталамо-гипофизарной системы
  • Снижается уровень эстрогенов
  • Снижается выработка простагландинов
  • Снижается количество теряемой крови
  • Происходит блокада синтеза ГнРГ, вследствие чего подавляется секреция ФСГ и ЛГ, блокируется овуляция, происходит атрофия очагов эндометриоза.
  • Прием КОК в непрерывном режиме это преимущественный метод перед циклическим режимом.

КОК при эндометриозе назначают в определенных случаях: если у женщины нет кистозной формы, но она нуждается в контрацепции. В случае отсутствия кистозной формы и незначительном синдроме тазовой боли назначают нестероидные противовоспалительные препараты. Если во время оперативного лечения не удалось полностью ликвидировать все очаги, то КОК назначают в качестве послеоперационной медикаментозной терапии.

В терапии гиперпластических процессов эндометрия КОК могут применяться, если нет клеточной атипии, в репродуктивном возрасте и в период перименопаузы, у не планирующих беременность женщин, если нет противопоказаний.

Таким образом современные оральные контрацептивы могут применяться не только с контрацептивной целью. Однако, учитывая, что имеется ряд противопоказаний, самостоятельно начинать прием КОК не стоит. Существуют критерии приемлемости ВОЗ, которые используются при выборе метода контрацепции. Руководствуясь этими критериями, врач может порекомендовать тот или иной метод, учитывая возраст, репродуктивные планы, образ жизни и сопутствующую патологию.