Главная / Энциклопедия / Бактерии в качестве методов лечения

Бактерии в качестве методов лечения

До конца неизвестно, насколько здоровье человека зависит от микроорганизмов. Микробы – это часть нас. Примерно 2% веса тела человека – это вес микробиоты. Оказывается, что собственных клеток в человеке в пятнадцать раз меньше чем сопутствующей микрофлоры. Генетический материал микробов составляет более 3 миллионов генов. Свои бактерии – это зашита от агрессивных по отношению к человеческому организму бактерий.

Бактерии способны заменить дорогостоящие методы лечения

Не так давно был изучен мир микробиоты человека, и стало известно насколько на самом деле богат и разнообразен мир внутри нас. Считалось, что можно легко выяснить, какие именно микробы живут на поверхности кожи, если провести ватной палочкой по поверхности кожи и провести ею по питательной среде, на которой через некоторое время вырастают колонии микробов, которые легко идентифицируются. Но оказалось, что это не так. На самом деле многие микроорганизмы просто не растут на питательных средах. Сделать это открытие удалось благодаря ДНК-типированию.

Настоящей сенсацией стало открытие, произошедшее при проведении исследований мышей с ожирением. Американский генетик Д. Гордон со своими коллегами выявили, что состав микрофлоры у поджарых и полных мышей сильно различается. Продолжив исследование, ученые пересаживали микрофлору полных мышей худым, после чего они набирали вес.  Наоборот, когда микрофлора худых мышей попадала в организм полных, те сбрасывали вес.

На этом ученые не остановились и продолжили изучение влияния микробов на организм. В ходе этих исследований выяснилось, что любые, даже самые «безобидные» курсы антибиотиков убивают микрофлору кишечника. Их количество (микроорганизмов) постепенно восстанавливается, но разнообразие видов микробиоты оскудевает. А это влияет на обмен веществ, и может приводить к различным заболеваниям, например, сахарному диабету, метаболическому синдрому.

Микробиота способна влиять даже на поведенческие реакции организма.  Был проведен эксперимент, опять же с мышами, когда флегматичным и агрессивным мышам поменяли микробиоту, изменилось и их поведение. Науке только предстоит выяснить, как на самом деле влияют микроорганизмы на организм человека.

Журнал Nature Communications в сентябре выпустил статью российских ученых, которые занимались исследованием микробиоты у городских жителей и жителей деревень.  Исследование проводилось в течение трех лет. Выяснилось, что видовое разнообразие микробиоты городских и сельских жителей сильно различается. У городских она гораздо беднее. Интересно, что у горожан различных стран микробиота схожа, тогда как у сельских жителей даже в пределах России сильно разнится.

То, что болезни  напрямую связаны с изменениями микрофлоры кишечника очевидно, но пока не ясно как именно. Антибиотики рано или поздно теряют свою эффективность, так как микробы к ним приспосабливаются, поэтому приходится создавать все новые и новые виды препаратов. Известные биологические коктейли способны оказывать благотворное влияние на организм, в том числе и в ходе лечения. Их преимущества очевидны: они не наносят вреда экосистеме кишечника, у них отсутствуют побочные эффекты. Возможно, применение таких биологических коктейлей поможет раз и навсегда решить проблемы здоровья человека.

На сегодня врачу доступны только пробиотики и фекальные трансплантации, эффективность которых ещё полностью не доказана. Например, препарат Blis K12, который используется при лечении заболеваний полости рта и глотки. Его эффективность 50/50. Почему у одних людей эффект полный, а у других эффекта нет. Это пока неизвестно. Сегодня в поиски ответа на этот вопрос во всем мире вкладываются немалые средства.

Этот проект очень перспективен, ведь это может положить начало персонализированной медицине. Когда будут изучены все свойства всех микроорганизмов в теле человека, тогда можно будет проводить диагностику и лечение большого спектра заболеваний, при этом лечение будет строго индивидуальным и без побочных эффектов.