Главная / Энциклопедия / Чем опасен гестационный сахарный диабет?

Чем опасен гестационный сахарный диабет?

Измерение глюкозы крови основной метод диагностики сахарного диабетаСахарный диабет во время беременности это высокий риск, как для матери, так и для плода. До тех пор, пока не было качественных методов диагностики, перинатальная смертность по причине сахарного диабета была порядка 80%.

Гестационный диабет (диабет, который развивается во время беременности) это всегда диабет 2 типа, а развившийся до наступления беременности может быть 1 и 2 типов.

Гестационный сахарный диабет это инсулинрезистентное состояние, которое диагностируется впервые во время беременности, частота которого растёт.

Факторы риска развития гестационного сахарного диабета:

• Более старший возраст матери
  • Избыточная масса тела
  • Раса, отличная от белой
  • Избыток массы тела в детском возрасте
  • Курение
  • Наличие родственников первой линии с сахарным диабетом

Низкий риск развития гестационного диабета:

• Возраст матери менее 25 лет
  • Индекс массы тела до беременности менее 25
  • Белая раса
  • Отсутствие сахарного диабета у родственников первой линии
  • Отсутствие нарушения толерантности к глюкозе
  • Плод женского пола

Методы выявления

Факторы риска присутствуют лишь у 30%, поэтому в большинстве случаев гестационный сахарный диабет может быть не диагностирован.

Если у женщины имеется средний риск, то ей необходимо провести тест на толерантность к глюкозе в сроке 24-26 недель. Если же такой риск высокий, то такой тест проводят как можно раньше.

Осложнения для плода при гестационном сахарном диабетеГестационный сахарный диабет встречается в 10-15% случаев, а это достаточно высокая цифра. Беременность, сопровождащаяся гестационным сахарным диабетом часто осложняется проблемами у плода: макросомия, гипогликемия, гипербилирубинемия, РДС-синдромом, плечевой дистоцией, повреждением плечевого сплетения. У детей, рожденных от матерей с гестационным сахарным диабетом в течение всей жизни сохраняется высокий риск снижения толерантности к глюкозе, независимо от того, подвергались ли они воздействию высокого уровня глюкозы. У них выше риск развития детского ожирения.

Ранняя терапия гестационного сахарного диабета снижает частоту развития патологии у матери и плода. При этом часто достаточно коррекции питания.

Пороговые уровни глюкозы, значения которых принято учитывать, при повышении которых риск развития осложнений увеличивается в 2 и более раз:

• Глюкоза натощак 5,1 ммоль/л
  • Глюкоза через 1 час после нагрузки 10,0 ммоль/л
  • Глюкоза через 2 часа после нагрузки 8,5 ммоль/л

Сегодня гестагены назначаются довольно часто, поэтому важно учитывать их влияние на все виды метаболизма беременной женщины. После проведенных рандомизированных исследований выяснено, что только дидрогестерон может назначаться женщинам, беременность которых осложнилась гестационным сахарным диабетом.

Впервые определять уровень глюкозы крови нужно на этапе планирования беременности. Если результаты показывают наличие явного сахарного диабета, то лечение и наблюдение проводится как диабета, выявленного до беременности. Если же по результатам исследования явного сахарного диабета не выявлено, а уровень глюкозы натощак более 5,1, но менее 7,0, то диагноз звучит: гестационный сахарный диабет.

Если уровень глюкозы меньше 5,1 ммоль/л, то рекомендуют проводить тест на толерантность к глюкозе (75 г), в сроке 24-28 недель с целью выявления или исключения гестационного сахарного диабета. В норме все показания гкозотолерантного теста ниже пороговых значений.

Гестационный сахарный диабет особого и основного внимания требует со срока 28 недель. Контроль включает в себя:

• Контроль диеты (индивидуальная разработка диеты, адекватная прибавка веса, дробное питание)
  • Физическая нагрузка. Одна диета малоэффективна, необходимо применять физические упражнения по 15 минут 3 раза в неделю.
  • Совместное наблюдение акушером-гинекологом, неонатологом, диабетологом и анестезиологом

Профилактика развития гестационного сахарного диабета:

• Контроль массы тела
  • Проведение универсального скрининга
  • Управление гликемией с помощью диеты и физической нагрузки
  • Медикаментозная терапия – только инсулин